27.04.2015 13:04
Аналитика.
Просмотров всего: 49400; сегодня: 5.

MoneyMan представил портрет заемщика онлайн-МФО

MoneyMan, лидер онлайн-кредитования в России, провел исследование портрета заемщика российских компаний дистанционного кредитования.

MoneyMan является первой и крупнейшей компанией на рынке онлайн-кредитования России. С начала работы компании в августе 2012 году MoneyMan обработал почти 1 млн заявок. Клиентами компании стали более 50 000 россиян. MoneyMan, предоставляющая услуги дистанционного кредитования в России, Казахстане и Грузии, с момента начала работы профинансировала 96 тыс. займов на общую сумму 1 млрд рублей. Из них 67,4 тыс. займов на сумму более 700 млн рублей приходится на российское подразделение компании. Средняя сумма займа MoneyMan по итогам 2014 года составила 9730 рублей, средний срок 21 день.

Бизнес модель MoneyMan предполагает полностью дистанционную выдачу микрозаймов в режиме 24\7. В отличие от традиционных офлайн МФО, компании интернет-кредитования не обладают сетью офисов или кредитных агентов, соответственно, не привязаны к географии проживания заемщика, осуществляют выдачу ссуд круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Выдача денежных средств осуществляется чаще всего переводом на банковские карты заемщиков, виртуальные кошельки или наличными через крупнейшие платежные системы. Исходя из существенных различий бизнес моделей офлайн и онлайн игроков рынка МФО, можно предположить, что портрет клиента таких компаний будет также различаться.

Онлайн-кредитование самый быстрорастущий сегмент микрофинансирования. В первом полугодии 2014 года доля компаний дистанционного кредитования в портфеле микрозаймов страны составляла около 2%. По итогам 2014 года доля онлайн МФО достигла 4%. По прогнозам MoneyMan по итогам 2015 года доля профинансированных через интернет займов вырастет до 10% от рыночного портфеля. Этому свидетельствует статистика игроков рынка. Например, объем профинансированных MoneyMan займов за 2014 год составил 511 млн рублей, что в 4,2 раза больше, чем годом ране.

Сервис MoneyMan опубликовал исследование портрета клиента компании, результаты которого можно с большой долей вероятности экстраполировать на весь сегмент онлайн-займов.

Пол

В отличие от офлайн-МФО больше займов в онлайн-компаниях получают мужчины. Перелом, причем довольно существенный, в пользу сильного пола произошел как раз в 2014 году – 54% против 49% в 2013 году.

Возраст

В 2014 году среднестатистический заемщик онлайн МФО стал немного старше. Заемщиков в возрасте 41-50 лет стало на 2 п.п. больше в 2014 году, чем в 2013-м. (17% и 15% соответственно). Также увеличилось количество заемщиков старше 50 лет. Это общемировой тренд, согласно которому старшее поколение все активнее осваивает дистанционное кредитование, высокотехнологичные банковские услуги, телекоммуникационные услуги, в том числе, интернет.

Образование

Заемщики онлайн-кредиторов как правило не только моложе клиентов традиционных МФО, но и образованнее их. Если лишь 15-20% клиентов офлайн компаний имеют высшее образование, то владельцев дипломов об окончании вуза среди онлайн-заемщиков в 2014 году насчитывалось около 46%, что на два п.п. больше, чем в 2013 году. Примечательно, что неполное высшее образование имеют еще 16% клиентов компаний онлайн-кредитования. Не выше среднего образования имеют 30% заемщиков, что на 2 п.п. больше, чем в 2013 году. При этом среднее профессиональное образование имеют не менее 24% клиентов.

Семейное положение

В 2014 году увеличилось количество несемейных заемщиков – на 2 п.п. до 44%. Также на один п.п. увеличилось заемщиков в браке до 40%.

Отметим, что количество заемщиков в разводе снизалось почти вдвое с 11% до 6%. При этом, на 50% выросла доля клиентов, проживающих вместе с партнером (или как говорили раньше «состоящие в гражданском браке»): в 2013 году 6%, в 2014 году 9%. В целом можно сказать, что доля одиноких заемщиков онлайн-МФО сократилась за год с 55% до 51%.

Дети

Среди заемщиков MoneyMan по итогам 2014 года 54% людей, пока не имеющих детей. Количество таких заемщиков выросло на 3% по сравнению с 2013 годом.

Заемщиков онлайн-компаний, воспитывающих одного ребенка – 31% (в 2013 г. – 13%)

С двумя детьми – 13% (в 2013 г. – 15%). Количество заемщиков с тремя детьми не изменилось – чуть менее 2% как в 2014 году, так и в 2013 году.

Примечательно, что воспитывающих больше трех детей среди заемщиков онлайн-МФО в 2014 году было 0,32%, а в 2013 году 0,46%.

Занятость

В 2014 году значительно сократилось число заемщиков онлайн-МФО, находящихся в декретном отпуске, а также студентов и безработных 2% против 5% годом ранее. За счет этого увеличилась доля работающих заемщиков: наемный труд – 80% вместо 78%; самозанятость, ИП – 14% против 13% в 2013 году.

МФО снижают риски и все чаще отказывают в предоставлении займов слоям населения с нестабильным или неподтверждённым доходом.

Доходы

75% заемщиков онлайн МФО зарабатывают до 40 тыс. рублей в месяц. Треть клиентов (33%) имеют ежемесячный доход от 20 до 30 тыс. рублей.

Снижается доля клиентов с высоким доходом от 50 тыс. рублей в месяц с 14% в 2013 году до 11% в 2014 году. Также снизилась доля клиентов с доходом до 20 тыс. рублей. Это произошло в том числе за счет роста заработной платы населения в рублях.

Жилье

45% заемщиков онлайн-МФО имеют в собственности квартиру или дом (значительный рост по сравнению с 2013 годом – на 6 п.п.), 40% владеют долей жилья, т.е. чаще всего проживают с родителями. Количество таких заемщиков снизилось по сравнению с данными с 2013 года на 3 п.п.). Только 7% клиентов компаний, выдающий микрозаймы через интернет, арендуют жилье (снижение на 2 п.п. по сравнению с 2013 годом).

Таким образом, 85% заемщиков проживают в собственном жилье, что в целом снижает долговую нагрузку и, соответственно, риски невозвратов по займам, обеспечивая устойчивое качество кредитного портфеля онлайн-компаний.

Сфера деятельности

Что касается рода занятий заемщиков, то 24% из них являются работниками торговли, 21% – бюджетники, военные и госслужащие, 13% – водители, строители и разнорабочие, 11% трудятся в сфере услуг. Примечательно, что для онлайн-МФО характерна большая доля сотрудников финансового и ИТ-секторов экономики в сравнении с традиционными микрофинансовыми организациями.

Значительное – на 6 п.п. (или более чем на 30%) – увеличение доли бюджетников говорит о том, что рынок предпочитает заемщиков со стабильным постоянным доходом, пытаясь снизить риски дефолтности. Также стоит обратить внимание на рост доли заемщиков, трудоустроенных в финансовом секторе, более чем на 80% за 2014 год.

Данный срез говорит о том, что все больше активных, финансово и технологически грамотных граждан России адекватно оценивают онлайн-кредитование и пользуются подобными услугами. Рынок дистанционных займов все больше склонен искать заемщика не только в сегменте subprime, но и нижнем банковском сегменте.

Регионы проживания заемщиков онлайн-МФО

Бизнес модель компаний онлайн-кредитования позволяет осуществлять выдачу займа на всей территории России, вне зависимости от наличия офисов или агентской сети в том или ином регионе. Поэтому тезис о том, что данные онлайн-МФО по географии спроса на займы являются наиболее репрезентативными и объективными, достаточно справедлив.

Более 10% заемщиков MoneyMan 2014 года проживали в Москве, это на 1 п.п. больше, чем в 2013 году. И напротив, доля жителей Санкт-Петербурга в 2014 году снизилась до 3% с 4% в 2013 году. Онлайн-МФО первыми начали предоставлять услуги дистанционного кредитования жителям республики Крым после вхождения в состав Российской Федерации. Так, среди всех выданных MoneyMan займов в 2014 году на Крым и Севастополь, как отдельный субъект федерации, пришлось чуть менее 2% всех займов, профинансированных компанией.

Доля жителей Московской и Ленинградской областей – 6,5% и 1,5% соответственно.

Среди федеральных округов по количеству профинансированных займов в 2014 году лидирует Центральный округ – 33%, за ним следует Приволжский федеральный округ – 17%. Далее Сибирский – 16%; Уральский – 11%; Северо-Западный – 9%; Южный – 7%; Дальневосточный – 3%; Северокавказский – 2% и Крымский ФО – 2%.

Типичный заемщик онлайн-МФО

Если составить среднестатистический портрет заемщика онлайн сервисов кредитования в России, то это будет мужчина 29 лет с высшим образованием, холостой и пока не имеющий детей. Он трудится в сфере торговли и зарабатывает около 30 000 рублей в месяц. Имеет собственное жилье или долю жилья.

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Микрофинансирование, Самозанятость, Семья, Трудоустройство, занятость
Сайты субъектов РФ: Адыгея Республика, Алтай Республика, Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Башкортостан Республика, Белгородская область, Брянская область, Бурятия Республика, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Дагестан Республика, Еврейская АО, Забайкальский край, Ивановская область, Ингушетия Республика, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калмыкия Республика, Калужская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия Республика, Кемеровская область, Кировская область, Коми Республика, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Крым Республика, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Марий Эл Республика, Мордовия Республика, Москва, Московская область, Мурманская область, Ненецкий АО, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Саха (Якутия) Республика, Сахалинская область, Свердловская область, Севастополь, Северная Осетия-Алания Республика, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Татарстан Республика, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тыва Республика, Тюменская область, Удмуртия Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Хакасия Республика, Ханты-Мансийский АО - Югра, Челябинская область, Чеченская Республика, Чувашия Республика, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ярославская область
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Мани Мен — 231 публикация
Поделиться:

Интересно:

24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 01:59 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...