17 декабря 2019 года в сервисном локомотивном депо Братское ст. Вихоревка Восточно-Сибирской железной дороги в рамках выездного заседания секции «Локомотивное хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» состоялась презентация элементов системы «Цифровое депо». Мероприятие прошло под председательством заместителя генерального директора ОАО «РЖД», начальника Дирекции тяги Олега Валинского.
«Цифровое депо» — это пилотный проект Группы компаний «ЛокоТех», который реализуется на базе сервисного локомотивного депо (СЛД) Братское с 2018 года, совместно с группой Ctrl2GO. В данный момент в СЛД внедрено более 30 различных цифровых и технологических решений, объединённых в одну интеллектуальную систему.
Главная цель нововведений - повышение эффективности обслуживания и качества ремонта локомотивов. Автоматизация процессов позволяет минимизировать воздействие человеческого фактора на качество процесса ремонта, а современные цифровые и технологические решения сокращают время нахождения локомотивов в депо. Так, в 2 раза сократятся временные затраты на производственные операции, а производительность труда должна вырасти на 30%.
«Уникальность проекта «Цифровое депо» в единой интеграции цифровых решений. Ключевой элемент этой комплексной системы – единая интеграционная платформа, в которую непрерывно осуществляется передача данных с локомотивов и технологического оборудования депо. На основе этой информации выстраивается прогнозная аналитика технического состояния локомотивного парка и планируются ресурсы для более эффективной организации производственных процессов», - отметил генеральный директор «ЛокоТех» Александр Маврин.
Цель проекта – повышение коэффициента готовности к эксплуатации (КГЭ, основной показатель эффективности работы сервисной компании) локомотива до 0,95, а также повышение качества ремонта (что отражается на увеличении сроков эксплуатации и безаварийной работе). Достижение требуемого КГЭ происходит за счёт сокращения времени на проведение текущего ремонта ТР-1 и технического обслуживания ТО-2. А повышение качества ремонта за счёт объективного контроля технологических операций с использованием современных цифровых средств измерения и идентификации.
- Для нашей компании очень значим показатель КГЭ (нахождение локомотива в эксплуатируемом парке, в эксплуатации), поскольку он напрямую влияет на выручку предприятия. Одним из важнейших факторов, влияющих на КГЭ, является простой в ремонте. Внедрение проекта «Цифровое депо» и ряда мероприятий, позволяют существенно сократить время простоя локомотива на ТР-1, - отметил заместитель генерального директора по Восточному полигону Михаил Дудников.
В рамках проекта «Цифровое депо» компания НИИТКД спроектировала и ввела в строй универсальную ремонтную позицию. Она позволяет полностью исключить необходимость манёвров локомотива: сверхцикловые работы на 3-секционной машине производятся без перестановки секций по цехам, тем самым время ремонта сокращается до 16 часов и менее. Это один из важных элементов трансформации технологических процессов. Кроме того, ремонтная позиция является по-настоящему умной, она оснащена новым оборудованием с возможностью прямой передачи снимаемых данных в автоматизированную систему управления.
- Работа «универсальной канавы» и её оснащение позволяют технически выполнять ТР-1 локомотива на одном месте. Теперь без дополнительных маневровых операций мы производим выкатки колёсно-моторных блоков, обточку колёсных пар и другие работы по циклу ТР-1, - рассказывает Михаил Дудников. - За счёт минимизации простоя мы можем увеличить производительность СЛД Братское. Сейчас депо обслуживает ТР-1 «Ермаков» приписки эксплуатационного локомотивного депо станции Вихоревка. После введения на полную мощность ремонтной позиции депо Братское будет выполнять ТР-1 Абаканских локомотивов 3ЭС5К, возможно Иланских, в случае их захода на этот полигон.
На мероприятии были представлены и другие элементы «Цифрового депо».
Так, например, при въезде в депо установлена интеллектуальная рамка с антеннами для считывания RFID-меток линейного оборудования и локомотивов. Метки являются одним из источников данных для системы отслеживания состояния колёсных пар, которая собирает информацию о замерах, наличии и месте их нахождения в пределах полигона. Также на рамке есть камеры, распознающие номер локомотива и время его захода в депо.
Среди цифровых решений можно отметить систему измерения профиля бандажа лазерными профилометрами. Для отслеживания состояния коллекторно-щёточного аппарата тягового электродвигателя используется цифровой специализированный измерительные комплекс. Система определения износа тормозных колодок, используемая в Братском депо, даёт возможность заранее спрогнозировать срок их замены.
«Цифровые решения объединены в единую систему планирования. Работа этой системы выглядит следующим образом: исходя из полученных данных, она прогнозирует вероятность отказа того или иного узла локомотива, что позволяет планировать необходимый объём работ по каждой секции ещё до его захода на обслуживание. Затем автоматически планирует объём материалов и перечень линейного оборудования, необходимого для ремонта, а также в онлайн режиме доводит до сотрудников уже автоматически составленный план работ, - добавил Юрий Сумин, руководитель проекта “Цифровое депо” группы Ctrl2GO. – Уровень товарно-материальных ценностей на складе также оцифровывается и, в случае нехватки каких-либо запчастей, сигнал об этом также поступает в систему планирования для заблаговременного заказа необходимых комплектующих. Для оперативного получения ТМЦ рядом с ремонтными позициями установлена автоматизированная система вертикального хранения, которая позволяет производить учёт и выдачу ремкомплектов часто используемого оборудования для операций ТР-1».
Все процессы работники отслеживают в режиме реального времени, используя специальные мобильные устройства с набором взаимосвязанных мобильных приложений, которые предусмотрены для каждого этапа обслуживания и ремонта локомотивов. Это позволяет минимизировать временные и трудовые затраты при сборе данных о состоянии машины и повышает объективность полученной информации. Также сокращается время распределения производственных задач и принятия управленческих решений. Положительных эффектов позволила достичь и реорганизация штата депо. При сохранении общей численности персонала была перестроена организационная структура предприятия.
По мнению заместителя генерального директора по персоналу и организационному развитию «ЛокоТех» Натальи Плетенецкой, Братское депо является привлекательным местом для трудоустройства.
- Наше предприятие сегодня выглядит современно, конкурентоспособно, с лучшими практиками на рынке ремонта локомотивов. Это скажется не только на качестве работы, но и на желании сотрудников работать в более современных, технологичных условиях с применением усовершенствованных цифровых технологий, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. И молодёжи будет интересно у нас на новых рабочих местах, которые здесь уже созданы. Поколение, которое приходит к нам на работу, выросло на гаджетах, а здесь как раз большинство процессов автоматизировано, цифровизировано. Специалистов, которые начинают работу в цифровом депо, мы переобучаем, даём им знания и квалификацию по новым видам оборудования, которое будет использоваться для ремонта локомотивов.
Участники заседания подчеркнули, что внедрение цифровых технологий — это современный и принципиально новый подход к ремонту и обслуживанию локомотивов. На встрече было отмечено, что полноценная реализация проекта «Цифрового депо» позволит сократить в перспективе количество отказов и внеплановых ремонтов подвижного состава на территории всего Восточного полигона.