06.08.2023 10:13
Новости.
Просмотров всего: 45820; сегодня: 38.

В 1896 году впервые был утвержден праздник железнодорожников

В 1896 году впервые был утвержден праздник железнодорожников

В первое воскресенье августа в России, а также в некоторых странах СНГ отмечается профессиональный праздник железнодорожников. Фиксированная календарная дата – 25 июня (6 июля по новому стилю) – была установлена еще в 1896 г. и была связана с днем рождения императора Николая I – инициатора железнодорожного дела в стране. 

В приказе министра путей сообщения Российской империи князя М.И. Хилкова говорилось: «Государь император в ознаменование дня рождения императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России». Дату регулярно отмечали вплоть до 1917 г., когда после Октябрьской революции все царские праздники были отменены.

Вновь традиция празднования возобновилась в 1936 г. Во время совещания работников железнодорожного транспорта в Москве 25–30 июля 1935 г. путейцы выдвинули предложение «…о дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины…» Новой датой праздника стало 30 июля. Но уже через несколько лет постановлением Совета народных комиссаров СССР от 9 июля 1940 г. было решено «установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца».

В фондах Российского государственного архива в г. Самаре (РГА в г. Самаре) представлены материалы, отображающие различные вехи железнодорожного строительства в Российской империи и Советском Союзе. Документы отложились более чем в 10 фондах и архивных коллекциях архива. Среди них – «Архивная коллекция. Проекты железных дорог Российской империи и СССР», «Государственный проектно-изыскательский институт «Гипропромтрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР, г. Москва», «Московский государственный проектно-изыскательский институт «Мосгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его предшественник, г. Москва».

Среди прочей документации отложились интересные материалы, относящиеся к сооружению Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали, а также Волжской рокады, сыгравшей важную роль в снабжении Сталинграда в период Сталинградской битвы. Вашему вниманию предлагаются документы, иллюстрирующие ключевые вехи этих строительств.

Высочайший рескрипт о строительстве Транссибирской магистрали был подписан Александром III 29 (17) марта 1891 г. Выбор трассы для Транссиба курировало Русское географическое общество. Было предложено два варианта прокладки железнодорожной магистрали – северный и южный. В целом южный вариант был осуществлен к 1916 г., однако северный вариант являлся предметом обсуждений в рамках осуществления проекта «Второго Транссиба».

Северный вариант предполагал строительство железной дороги севернее озера Байкала, там, где в советские годы проложили Байкало-Амурскую магистраль. В июле и сентябре 1889 г. была снаряжена экспедиция и произведена железнодорожная разведка на северном участке предполагаемой трассы. Ее возглавил военный инженер, полковник Н.А. Волошинов. В районе северного Байкала его группой было выполнено около 7 тыс. верст глазомерных съемок. В результате Н.А. Волошинов пришел к выводу о невозможности прокладки железнодорожного пути: преодолеть хребты, полноводные реки, болота и мари в те годы ввиду отсутствия необходимой техники не представлялось возможным. Тем не менее, разведка местности и разного рода совещания о прокладке железнодорожного пути в бассейне р. Лены не прекращались.

В 1907–1908 гг. горным инженером В.П. Половниковым по инициативе Иркутского городского общественного управления были проведены изыскания по направлению Иркутск – Верхняя Лена – Бодайбо в районе р. Амур. В 1909 г. для разработки мер по улучшению существующих и устройству новых путей сообщения в Иркутской губернии была образована комиссия. Экономические аспекты железнодорожного строительства в бассейне р. Лены рассмотрел петербургский чиновник А.Е. Богдановский. Выводы, сделанные по итогам обследования, он доложил на совещании в резиденции иркутского генерал-губернатора Л.М. Князева. В форме экономической записки под названием «Ленская дорога и ее экономическое значение» доклад отпечатали типографским способом в Санкт-Петербурге в 1911 г.

Считая строительство Ленской железной дороги делом государственной важности, А.Е. Богдановский писал: «В результате обширный край, по территории равный девяти десятым Европейской России, превратится из поставщика исключительно одной пушнины и золота в край, который будет обеспечивать наш тыл и наши дальневосточные окраины в смысле получения мяса, рыбы и железа... С возникновением железнодорожной промышленности в Иркутском районе отпадет необходимость орудия и снаряды возить из-за Урала за тысячи верст... Наряду с упрочением нашего тыла в военном и политическом отношении, возможность пользоваться более дешевым местным железом будет содействовать экономическому росту окраины, так как откроется возможность более дешевого оборудования ее железными дорогами и пароходством. Таковы государственные выгоды от немедленного создания Ленской дороги, которая фактически присоединит к России богатейший край, занятый 300 лет назад и до сих пор так мало эксплуатируемый».

В 1911–1914 гг. были проведены изыскания на маршрутах Иркутск–Жигалово, Тыреть–Жигалово, Тулун–Усть-Кут, Тайшет–Усть-Кут. Однако строительству помешала революция 1917 г. Северный вариант Транссиба в качестве Байкало-Амурской магистрали был осуществлен уже в советский период.

В 1930 г. Центральный комитет ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать разработку планов строительства дороги. В 1932 г. вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», согласно которому было создано Управление строительства БАМ и были развернуты проектно-изыскательские работы. В 1933 г. на станции БАМ (небольшой разъезд вблизи Сковородино, построенный в 1932 г.) были уложены первые метры рельсов в северном направлении в сторону поселка Тындинский. В 1937 г. было принято решение о строительстве магистрали от Тайшета до Советской Гавани. Началась укладка пути на меридиональных линиях, которые должны были соединить БАМ с Транссибом. В 1940 г. открылось движение поездов на участке Известковая – Ургал. Однако в 1941 г. с началом Великой Отечественной войны уже уложенные пути были разобраны и использованы для строительства железнодорожной магистрали вдоль Волги – Волжской рокады. В целом с конца 1930-х до конца 1950-х гг. стройка на БАМе то начиналась, то вновь останавливалась. Серьезно и на новом уровне к вопросу постройки магистрали подошли в 1970-е гг., за 12 лет основные строительные работы были завершены. В фондах Гипропромтрансстроя и Мосгипротранса отложились интересные документы, представленные отчетной документацией экспедиций и фотоальбомами, которые подробно рассказывают о том, как проходили проектно-изыскательские работы в труднопроходимых районах Байкало-Амурской магистрали.

Сооружение Волжской рокады – железной дороги на правом берегу Волги от станции Иловля (80 км от Сталинграда) до станции Свияжск (30 км от Казани) протяженностью почти тысячу километров со станциями Саратов, Сызрань, Ульяновск – было осуществлено в 1942 г. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал: «Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны». Проектирование и строительство рокады проводилось силами Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата путей сообщения в рекордно короткие шесть месяцев. В фонде Гипропромтрансстроя отложились документы, раскрывающие процесс работы и снабжения различных проектных экспедиций. В качестве примера можно остановиться на годовом отчете по финансово-производственной деятельности Свияжской экспедиции за 1942 г., которая занималась проектированием участка Свияжск–Ульяновск. В отчете указывалось, что сжатые сроки сооружения рокады привели к необходимости отказаться от обычного последовательного порядка проектирования. Проектные работы проходили одновременно со строительством. Инженеры и техники, «работая двое за троих», своевременно обеспечили строительство проектами. В итоге указанный участок, как и вся Волжская рокада, были сданы в срок.

Текст: Д.А. Шаронин, канд. ист. наук, Российский государственный архив в г. Самаре.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тында Амурской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Карта железных дорог Российской империи. 1913 г. РГА в г. Самаре
Карта железных дорог Российской империи. 1913 г. РГА в г. Самаре

Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. СИФ РГА в г. Самаре
Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. СИФ РГА в г. Самаре

Ленская дорога и ее экономическое значение. Экономическая записка. А.Е. Богдановский. Санкт-Петербург. 1911 г. РГА в г. Самаре
Ленская дорога и ее экономическое значение. Экономическая записка. А.Е. Богдановский. Санкт-Петербург. 1911 г. РГА в г. Самаре

Ленская дорога и ее экономическое значение. Экономическая записка. А.Е. Богдановский. Санкт-Петербург. 1911 г. РГА в г. Самаре
Ленская дорога и ее экономическое значение. Экономическая записка. А.Е. Богдановский. Санкт-Петербург. 1911 г. РГА в г. Самаре

Мерзлотные явления на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Гипропромтрансстрой. Плакат. 1944 г. РГА в г. Самаре
Мерзлотные явления на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Гипропромтрансстрой. Плакат. 1944 г. РГА в г. Самаре

Проектно-изыскательские работы по подготовке трассы БАМ. Гипропромтрансстрой. 1939 г. РГА в г. Самаре
Проектно-изыскательские работы по подготовке трассы БАМ. Гипропромтрансстрой. 1939 г. РГА в г. Самаре

Укладка пути на железнодорожной линии БАМ–Тында. Мосгипротранс. 1974 г. РГА в г. Самаре
Укладка пути на железнодорожной линии БАМ–Тында. Мосгипротранс. 1974 г. РГА в г. Самаре

Из годового отчета по финансово-производственной деятельности Свияжской экспедиции за 1942 г. Гипропромтрансстрой. РГА в г. Самаре
Из годового отчета по финансово-производственной деятельности Свияжской экспедиции за 1942 г. Гипропромтрансстрой. РГА в г. Самаре

Тематические сайты: Железнодорожный транспорт, Инфраструктура, История, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт
Сайты субъектов РФ: Амурская область, Бурятия Республика, Волгоградская область, Забайкальский край, Иркутская область, Москва, Приморский край, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Саха (Якутия) Республика, Татарстан Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Челябинская область
Сайты столиц субъектов РФ: Волгоградская область - Волгоград, Иркутская область - Иркутск, Приморский край - Владивосток, Самарская область - Самара, Саратовская область - Саратов, Татарстан Республика - Казань, Ульяновская область - Ульяновск, Челябинская область - Челябинск
Сайты городов субъектов РФ: Волгоградская область - Волжский, Самарская область - Сызрань
Сайты моногородов субъектов РФ: Амурская область - Тында, Иркутская область - Тулун
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Россия, СССР

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9029 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5456
Поделиться:

Интересно:

Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 01:59 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
23.11.2024 12:49 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...