23.09.2024 11:03, Редакция: 27.10.2020 11:03
Персоны.
Просмотров всего: 262; сегодня: 2.

Царица русской песни

Царица русской песни

О певице и символе русской народной песни, победном концерте у горящего Рейхстага и великом голосе исполнительницы "Катюши" и "Валенок", родившейся 120 лет назад.

Первые песни

Прасковья Лейкина (настоящее имя Лидии Руслановой) родилась в старообрядческой деревне Саратовской области. Как и все ровесники века, она застала дореволюционный крестьянский быт, неотъемлемой частью которого была песня. Пели все и всюду: в полях, на посиделках и гуляниях. "В деревне пели от души, свято веря в особую, надземную жизнь заплачек и песен радости", — вспоминала певица. Когда отца Руслановой, единственного кормильца в семье, забрали в солдаты на Русско-японскую войну, ее бабушка, цепляясь за телегу, еще долго голосила навзрыд. Этот плач, по словам будущей певицы, оказался "первой настоящей песней", которую она услышала и пропустила через себя. Другая бабушка, слепая сказительница, запевала на свадьбах и "вопила" на похоронах. Через два года мать Руслановой умерла, отец пропал без вести. 

В семь лет девочка попала в сиротский приют при церкви в Саратове. Вскоре в храм, где она пела, стекались слушатели со всего города, знавшие ее как Сироту. В то время она впервые услышала живую Надежду Плевицкую — "курского соловья", как называл популярную тогда певицу последний российский император Николай II. Вместе с еще одной исполнительницей романсов и старинных русских песен Варварой Паниной Плевицкая будет образцом и путеводной звездой Руслановой, твердо решившей стать профессиональной певицей.

В 14 лет она пошла работать на мебельную фабрику, где на одном из самодеятельных концертов ее услышал приглашенный преподаватель саратовской консерватории Михаил Медведев — сам в прошлом певец, первым исполнивший партию Ленского в опере "Евгений Онегин" Чайковского. Медведев взял Русланову в консерваторию и прочил ей оперную карьеру, но после двух лет обучения певица решила, что выберет народную песню: "Поняла, что академической певицей мне не быть. Вся моя сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где и родилась песня" — объясняла она. В 1916 году Русланова отправилась на фронт сестрой милосердия и служила в санитарном поезде вплоть до Октябрьской революции. Незадолго до этого она вышла замуж и впервые вышла на сцену в качестве сольной артистки.

Саратовская Птица

Во время Гражданской войны Русланова выступала перед бойцами регулярной Красной армии, после революции ездила с гастролями по всей стране и вновь вышла замуж. На сцене певица появлялась в крестьянской одежде — нарядной шерстяной юбке с расшитым подолом, кофте и лаптях (позже их сменят сапожки), волосы покрывал платок. Обычно концерты завершал цикл частушек "Саратовские страдания", после которых Русланова всегда кланялась земным поклоном. К тому времени о Сироте давно забыли — в стране появилась Саратовская Птица. Начиналась эпоха граммофонов и патефонов с песнями о любви, надежде и труде — многие из них споет Русланова.

В 1921 году певица впервые вышла на сцену Ростовского эстрадного театра "Скоморохи". Тогда же переехала в Москву. Через три года она стала солисткой Центрального дома Красной армии, будущей колыбели легендарного Ансамбля имени Александрова. Русланова выступает в концертных залах, клубах, парках и площадях — к ней приходит первый большой успех. Народная музыка звучит на фронте и в тылу, в избах и на фабриках.

В этот период сложились классический образ и вокальная манера Руслановой. Она выходила в ярко вышитых сарафанах с бусами, в плисовых душегрейках, цветастых платках и шалях ("экстремальные" варианты вроде властной боярыни Морозовой или беззащитной сестрицы Аленушки — не прижились). По меркам тогдашней "пролетарской" сцены костюм приволжской саратовской крестьянки смотрелся пережитком и отдавал экзотикой (не говоря о том, что у артистки были мордовские корни), но этнографически был точен и органичен. Русланова одевалась, пела и вела себя на сцене так, как это делали ее первые "учителя", выросшие в землянках и полях. В ней было простодушие и лукавство, наивность и опыт, а главное — редкое сценическое качество — готовность петь от первого лица то, что станет близко каждому. И даже когда Русланова бралась за откровенно "мужские" песни типа "Когда я на почте служил ямщиком", это не резало слух: просто сильная женщина взвалила на себя тяжелую ношу и теперь сама себе хозяин.

Русланова знакомится со многими известными певцами, музыкантами и актерами. Ее талант признает сам Шаляпин — первая всемирно известная звезда русской песни, чье расположение значило больше, чем чье бы то ни было. Артистка заводит дружбу с известным конферансье Михаилом Гаркави и в третий раз выходит замуж.

Сценический дуэт Руслановой — Гаркави (подчас гомерически смешной) вытягивал любые сборные концерты, которым не хватало искры и куража. В конце 1920-х пластинки Руслановой расходятся огромными тиражами, ее зовут на главные концертные площадки обеих столиц, приходит настоящая всенародная слава. Критики пишут, что "советские люди находили в ее пении черты родственного мироощущения, выраженного зажигательно, щедро, певуче". Грядущая война свяжет Русланову с народом, который ее полюбил, еще сильнее.

"Трофейные" песни

Русланова попала в концертные агитбригады еще до Великой Отечественной войны. Зимой 1940 года она пела на фронтах Советско-финской войны, где в 30-градусный мороз перебиралась с площадки на площадку на дрезине, санях и лыжах. Выступала и спала не раздеваясь — в ватнике после дозы стрептоцида, чтобы не потерять голос от простуды. За месяц она дала 100 с лишним концертов и стала любимицей армии.  

В 1942 году Русланова в четвертый раз вышла замуж — за соратника Жукова, видного генерал-майора Владимира Крюкова. Саратовская Птица поет в госпиталях и на передовых — с грузовиков и помостов. Однажды по просьбе командования она пела в передвижной радиоусилительной установке: динамики передавали ее голос за линию огня, "фактически на вражескую территорию, для гитлеровцев". Через три часа, пока "фашисты слушали русскую певицу", войска успели перебазироваться и подготовиться к наступлению. В штабе смелость певицы, готовой пойти с бойцами в атаку, оценили по достоинству: несмотря на то, что артистов не награждали боевыми орденами, Русланову наградили орденом Отечественной войны I степени.

В мае 1945 года певица дошла с войсками до Берлина и спела на ступенях горящего Рейхстага. "Главный концерт XX века" завершился "Катюшей" — песней-талисманом и охранной грамотой миллионов солдат и героев тыла наряду с "Темной ночью", "Синим платочком" и "В землянке". Следующее выступление — уже у Бранденбургских ворот — стало для Руслановой 1120-м на фронте. 

Через два года после начала сталинских чисток в окружении Жукова в опалу попало свыше 70 генералов армии, в том числе Владимир Крюков. У Руслановой отобрали орден и конфисковали "трофейное" имущество — картины и дорогой антиквариат. Когда на любимых среди солдат певицу и генерала завели уголовное дело за "антисоветскую пропаганду", семья лишилась всего: библиотеки, драгоценностей, машин и много другого. 

В 1949 году Русланову перевели из Лефортовской тюрьмы в сибирский ГУЛАГ — в Озерлаг под Тайшетом. Она вернется и будет реабилитирована уже после смерти Сталина. Большую часть изъятого имущества семье вернули. "Все это не имеет значения. Унизили ни за что перед всей страной — вот это пережить невозможно", — приводила слова матери дочь Руслановой Маргарита. Через полтора месяца после освобождения певица вернулась на сцену — из-за столпотворения перед Концертным залом им. Чайковского дежурила конная полиция. 

Родная русская женщина

В конце 1950-х Владимир Крюков умер, все 1960-е Русланова продолжала ездить с концертами по стране и петь перед самой разнообразной публикой — за границу ее так и не выпустили. Иногда позади певицы оставались два-три баяниста и балалаечник, иногда целые оркестры народных инструментов. В это время взошла звезда Людмилы Зыкиной, Клавдии Шульженко и многих других учениц основательницы советской народной песни. По словам близких, в 70-летней Руслановой "ничегошеньки не было от звезды, примы, эстрадной богини… просто родная русская женщина". 

В ее старинных песнях снова звучали "то раздолье удалое, то сердечная тоска". Она бралась за сложный сплав русских баллад, мелодики крестьянских запевов и цыганских (по версии критиков, "мещанских") романсов. В ее куплетах был надрыв и боль, но не реже юмор и насмешка над жизнью. Например, в песне о слезе извозчика, который задумался о своей горькой судьбе. Слеза его катится по щеке, проходит через усы, падает на бархатный кафтан, с него на портки, затем на валенки. Сквозь валенки просачивается на песок, и лишь там, "на песке она лежала, пока дворник не подмел". Эта убийственная ирония над многословием и косноязычием рассказчика сочетается с материнским сочувствием к нему — и, кажется, так могла только Русланова.  

В августе 1973 года певицу пригласили участвовать в эстрадных концертах на больших стадионах. Гастроли проходили в южных городах и заканчивались в Ростове-на-Дону, где полвека назад она дебютировала как профессиональная певица. Триумфальные выступления заканчивались кругами почета — Русланову стоя провожали арены и переполненные Дома культуры. Через несколько месяцев ее не стало. 

Новая Русланова

Ко всеобщему удивлению, ее голос не старел. Он, как и прежде, на редкость стремительно и легко взлетал вверх; в его открытом (краеведы пишут о "белом"), подлинно народном звуке звенели волжское раздолье и удаль. "Низкое контральто светлого, чуть металлического звучания, большого диапазона, с глубокими, очень красивыми грудными звуками, неожиданно переходило в средние или высокие звуки", — говорилось в "Энциклопедии русской советской эстрады" еще при жизни Руслановой. 

Таким же разнообразным был и репертуар Руслановой. Помимо известных русских песен, никогда не сходивших с концертной эстрады, певица возродила широко популярные в начале века песни городских окраин ("Раскинулось море широко", "Шумел, горел пожар московский", "Когда б имел златые горы"), каторжные ("По диким степям Забайкалья", "Глухой, неведомой тайгою") и песни фабричные. Она одна из немногих, кто обращался к современному фольклору (например, первой спела шедевр гражданской войны "По долинам и по взгорьям"). Она же сделала "Катюшу" известной в каждом доме. Песню "Валенки" пели и записывали задолго до Руслановой, но так ли это важно, если никто не представляет ее в "чужой" версии? 

Также никто в здравом в уме не возьмется повторять фирменные приемы певицы: нарочитую аритмию, резкую смену настроения, разрыв в словах, перестановку ударений и пение поперек хора. В конце концов, кто еще так обаятельно произнесет "уморехнулася" или "разбедняжечка"? Иосиф Кобзон как-то сказал: "Возможно, у нас будет новая Зыкина. В том, что у нас никогда не будет Руслановой, я не сомневаюсь". 

Автор: Александр Морсин, музыкальный критик. ТАСС.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9029 публикаций
Сайт: tass.ru/opinions/9820621
Поделиться:

Интересно:

Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 01:59 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
23.11.2024 12:49 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...